Обзор и прогноз цен на рынке бензина ноябрь 2011

Средняя розничная цена бензина в России (марка АИ-95) с начала сентября 2011 года находится вблизи отметки 29 рублей за литр. Однако не стоит забывать, что, согласно данным информационно-торговой платформы ITrader 8, с начала августа текущего года рост стоимости топлива составил 3,5%, а с начала года – уже 10%.  В настоящий момент цена одного литра бензина (АИ-95) находится вблизи уровня сопротивления краткосрочного нисходящего тренда, 28,98 рублей за литр.

Изменение цены бензина АИ-95 в торговой платформе ITrader 8  

При этом стабильной нельзя назвать ситуацию, складывающуюся в настоящее время на мировом рынке нефти. В октябре, период успокоения мировых финансовых рынков, стоимость нефти марки Brent пошла вверх, прибавив за месяц почти 8% и добравшись до уровня 115 долларов за баррель. Однако возобновившиеся в ноябре опасения относительно возможности осуществления принятых антикризисных мер на саммите Евросоюза вновь столкнули цену «черного» золота к 110 долларам за баррель.

Динамика нефтяных цен (североморская смесь Brent)  в торговой платформе ITrader 8

Таким образом, если мы посмотрим на волатильное движение котировок нефти в последние месяцы и планомерный рост цен на бензин АИ-95, в очередной раз можно убедиться в «ручном» управлении нефтяным сектором национальными монополиями. Основная проблема российской нефтяной отрасли состоит в том, что отечественным ВИНК выгоднее экспортировать сырье, а не производить нефтепродукты для внутреннего потребителя, что, соответственно, приводит к дефициту и росту цен. Предпочтение экспортноориентированной модели власти  всячески пытаются «присечь». Так, с 1 октября 2011 года вступили в силу новые правила сбора экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Согласно введенным стандартам «60-66», понижаются пошлины на экспорт сырой нефти с одновременным повышением ставок на вывоз нефтепродуктов. Однако в этом случае препятствием к совершенствованию внутреннего рынка является технологическое отставание отрасли, которое может не позволить увеличить переработку нефти, а только еще больше усугубить дисбаланс в пользу экспорта.  Кроме того, высокие затраты на модернизацию оборудования могут больно ударить по мини-заводам, хоть в какой-то степени составляющим конкуренцию монополиям.

Еще один фактор, способный существенно повлиять на цену бензина – вступление России в ВТО. Дело в том, что одним из принципов организации, имеющей цель либерализовать рынки, является выравнивание цен, в частности, цен на энергоносители и топливо в странах-участниках. Это приведет к тому, что стоимость российского бензина сравняется с общемировой, т.е. вырастет в несколько раз. Замечу, что в октябре 2011 года средняя цена на бензин 95-й марки в Европе равнялась около 1,5 евро за литр (около 60 рублей). Таким образом, не исключено, что российские ВИНК начнут повышение заранее, дабы не испугать потребителей резким скачком цен.

Однако в пользу сохранения текущей стоимости топлива выражается Минэнерго, в отчете которого указывается о высоких запасах основных видов топлива. Также в документе Министерства отмечается, что отгрузка высокооктановых бензинов на внутренний рынок за первые 9 месяцев превышает плановые показатели на 3,7%. То есть, российское министерство энергетики полностью исключает возникновение на российском рынке дефицита топлива и повышения цен.

Сдержать рост цен пытается и Федеральная антимонопольная служба России, которая предлагает не повышать планку акцизов на нефтепродукты в 2012 и 2013 годах.

Кроме того, сопротивление ценам могут оказать приближающиеся выборы, в преддверии которых власти вряд ли захотят подрывать к себе доверие, смирившись с непосильным «бензиновым» бременем. 

Таким образом, учитывая вышеназванные факторы, мы предполагаем, что в ближайшее время цены еще будет реально удержать вблизи отметки 29 рублей за литр, однако дальнейшее повышение неминуемо.


Оценка статьи:
  • 12,42
Оценили человек: 12


Оставить свой комментарий: